Возражения на акт налоговой проверки.

Сергей Конов

Консультант по налогообложению
Налоговые органы проводят как выездные проверки, так и камеральные. Логическим завершением этих мероприятий практически всегда является акт налоговой проверки. Исключение составляют лишь камеральные проверки, в результате которых не были найдены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщик в случае несогласия с контролирующими органами имеет право возразить и отстоять свое честное имя, а заодно и деньги. Чтобы это сделать, надо представить в налоговый орган соответствующие возражения на акт.

Общие правила представления возражений прописаны в статьях 100 и 101.4 Налогового кодекса. В данных статьях указаны сроки подачи возражений, а также порядок их рассмотрения.

Вы получили акт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 2 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

При этом нужно помнить, что факт подписания акта не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать его содержание. Поэтому в интересах налогоплательщика подписать акт.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма (подробнее об этом смотрите Письмо Минфина России от 10.09.2007 г. N 03-02-07/1-406, Письмо ФНС России от 19.03.2007 г. N ЧД-6-23/216@).

Возражения по акту налоговой проверки.

Возражения можно составлять по двум направлениям:

— процедурные нарушения налогового органа при составлении акта проверки или при проведении проверки,

— возражения по существу.

При оспаривании акта проверки по процедурным нарушениям, необходимо тщательно оценить все действия, которые налоговый орган предпринимал в ходе проведения проверки и при составлении акта проверки. В частности, это могут быть:

— нарушения сроков проведения проверки;

— несоблюдение налоговым органом ограничения по продолжительности проверяемого периода;

— несоблюдение налоговым органом обязанности об истребовании у компании пояснений в отношении выявленных ошибок при проведении камеральной проверки;

— отсутствие требований о представлении документов с указанием перечня подлежащих проверке документов;

— несоблюдение обязанности налогового органа в составлении справки по окончании проверки;

— несоблюдение правил проведения мероприятий налогового контроля (выемка, опрос свидетелей, привлечение экспертов и т.п.);

— нарушение права налогоплательщика в получении акта по результатам проведения проверки.

Однако стоит обратить внимание, что если компания оспаривает акт налогового органа в части процедурных нарушений, руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения.

Целесообразно составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процедурные недочеты, но и на те упущения, которые проверяющие сделали по существу проверки.

Компания должна подробно изложить свое видение ситуации и указать, почему она поступила так и не иначе. При этом свои доводы необходимо подкрепить соответствующими документами. Документы должны прилагаться к возражениям в виде заверенных в надлежащем порядке копий.

Если налоговый орган не оспаривает самого факта совершения хозяйственной операции, то об этом не стоит писать в возражениях. Лучше оставить этот аргумент для суда, поскольку налоговый орган в рамках дополнительных мероприятий может провести экспертизу или осуществить иные действия.

Также необходимо сделать ссылки на нормы законодательства, которые подтверждают правоту компании. В дополнении в возражениях можно привести письма Минфина РФ и налоговых органов, где по подобному вопросу сделаны выводы в пользу налогоплательщика.

Особо стоит заострить внимание на подбор судебной практики по данному вопросу. В настоящее время налоговые органы должны ориентироваться на сложившуюся судебную практику и не допускать отражения в актах налоговых проверок тех замечаний, судебная практика по которым сложилась не в пользу налоговых органов. Поэтому стоит особо указать, что по рассматриваемому вопросу велика вероятность проигрыша налогового органа.

Стоит также отметить, что те документы или пояснения, которые вы не приложили к возражениям на акт налоговой проверки, можно представить при рассмотрении возражений и налоговый орган обязан рассмотреть их и вынести решение с учетом этих дополнений.

Стоит спорить даже по тем вопросам, которые представляются компании безнадежными – правильно составленные возражения и подобранные аргументы зачастую делают чудо и доначисления снижаются в разы.

Возражения представляются в налоговую инспекцию в течение одного месяца со дня получения организацией акта налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ).

Поскольку типового образца для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, их можно составить в произвольной форме.

Возражения составляются в двух экземплярах, один экземпляр организация передает в инспекцию, а второй оставляет у себя. Возражение в налоговую инспекцию можно передать либо через канцелярию, либо направить его по почте, главное, чтобы у организации имелось подтверждение о своевременной отправке возражений и о том, что эти возражения получены инспекцией.

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть возражения по акту, сам акт и другие материалы налоговой проверки и вынести по ним соответствующее решение.

Между тем, отсутствие письменных возражений не лишает организацию права представлять свои устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п.4 ст.101 НК РФ).
 
Сверху