Лилия Мустафина

Консультант по налогообложению
Что нужно налоговой инспекции от организаций при крупной недоимке?

Налоговики вправе затребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в случае, если организация, у которой есть недоимка более 1 млн рублей, в течение 10-ти дней не исполнила решение ИФНС о ее взыскании (п. 2.1 ст. 93 Налогового кодекса).

ФНС России в приказе от 10.02.2020 № ЕД-7-8/85@ утвердила перечень этих документов.

Документы, которые вправе затребовать налоговики у налогоплательщика при крупной недоимке, разделены на 4 вида. К ним отнесены:

- документы, подтверждающие право собственности организации на недвижимость или движимые вещи;

- документы, подтверждающие наличие имущественных прав, включая цифровые права, авторские, исключительные права на программы для ЭВМ и (или) базы данных;

- документы по договорам и сделкам; документы бухгалтерского учета в отношении имущества, имущественных прав и обязательств.

В числе последних могут быть затребованы:

- регистры бухгалтерского учета;

- инвентарные карточки учета объектов основных средств;

- карточки учета нематериальных активов;

- акты инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности;

- акты передачи выданных и полученных векселей, авалированных векселей, облигаций, паев, акций, долговых ценных бумаг;

- акты о приеме (поступлении) оборудования;

- акты сверки взаиморасчетов;

- акты о списании товаров;

- акты о приемке выполненных работ;

- справки о выполненных работах (услугах);

- приказы о списании дебиторской задолженности;

- приходные кассовые ордера;

- расходные кассовые ордера;

- квитанции об оплате;

- расписки о получении денежных средств.

Приказ ФНС России № ЕД-7-8/85@ начинает действовать с 26 июля 2020 года.

Предоставлять перечисленные документы необходимо даже в случае, если в отношении организации не проводятся никакие налоговые проверки. При этом, если налогоплательщик сам не представит нужные налоговикам документы, они вправе затребовать их у контрагентов организации.


Сведения о фирме в ЕГРЮЛ можно «засекретить».

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют сведения, доступ третьих лиц к которым ограничен, в частности, на основании заявления организации об ограничении доступа к данным сведениям (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Указанное заявление представляется по форме, установленной ФНС. В данном заявлении необходимо указать перечень сведений, доступ к которым организация планирует ограничить. Заявление подписывается лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации.

Такие разъяснения приводятся в письме Минфина России от 25.06.2020 № 03-12-13/54759.

При этом сейчас ФНС разрабатывает новую форму заявления об ограничении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Планируемый срок вступления в силу новой формы – III квартал 2020 года.

В настоящее время Минфин намерен расширить состав сведений об организациях, публикуемых в открытом доступе и не относящихся к налоговой тайне.


С 8 июля 2020 года строительные фирмы смогут получить займы у своих СРО.

С 8 июля 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 27.06.2020 № 938. Оно утвердило Положение об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам.

Как следует из этого документа, с 8 июля 2020 года строительные фирмы смогут получить займы у СРО, в которых они состоят.

Заем – целевой. Он может быть предоставлен для:

- выплаты зарплаты;

- приобретения стройматериалов, конструкций, оборудования по договорам (контрактам), которые были заключены до 1 апреля 2020 года для обеспечения госнужд;

- выплаты вознаграждения банку за банковскую гарантию.

Размер процентов за пользование займом не может превышать 1/2 ключевой ставки ЦБ РФ на день выдачи займа. Поскольку в настоящий момент размер ставки составляет 4,5%, значит, размер процентов по займу не может превышать 2,25 % годовых.


Нужен ли счет-фактура на аванс экспортеру?

Если экспорт вы облагаете по ставке НДС 0%, выставлять счет-фактуру на аванс нет необходимости. Дело в том, что предоплата в счет экспортных поставок в базу по НДС не включается. Это подтверждает Минфин в письмах от 13.07.2020 № 03-07-08/60586, от 10.01.2018 № 03-07-08/142.

Если же от нулевой ставки вы отказались, счета-фактуры на аванс выставляйте в обычном порядке.


Как самозанятый рассчитается с покупателем, если нет интернета.


При отсутствии подключения к интернету у плательщика НПД в момент совершения расчетов, есть возможность сформировать чек в мобильном приложении «Мой налог».

Согласно Федеральному закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ у плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых) есть обязанность по оформлению и передаче клиентам кассовых чеков.

Если расчеты производятся наличными деньгами или банковской картой, чек должен быть передан клиенту непосредственно в момент расчета. При ином способе безналичных расчетов чек нужно передать покупателю до 9-го числа месяца, следующего за периодом, в котором был расчет.

Если при расчете чек сформировать невозможно, так как отключили стационарный интернет, как спасательный вариант можно использовать свой мобильный телефон с мобильным интернетом.

После подключения к интернету чеки с корректной информацией будут переданы в ФНС.

Документ: Письмо ФНС от 27.07.2020 № АБ-3-20/5461@.


Оплата работникам тестирования на коронавирус не облагается НДФЛ.

Минфин разъяснил, что тестирование на коронавирус направлено на обеспечение нормальных условий труда, поэтому дохода в целях НДФЛ не возникает.

Кроме того, министерство еще раз отметило: затраты на тестирование на COVID-19 и антитела можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Аналогичное разъяснение финансистов ФНС направляла для использования в работе.

Документ: Письмо Минфина России от 25.06.2020 N 03-03-07/54757.


Оплату тестирования работников на коронавирус и антитела можно учесть в прочих расходах.

ФНС направила для использования в работе письмо Минфина. Он пришел к выводу, что при расчете налога на прибыль организация вправе учесть в прочих расходах оплату тестирования работников на коронавирус и наличие иммунитета к нему. Ведомство исходит из следующего.

В налоговой базе учитываются расходы на обеспечение нормальных и безопасных условий труда работников. Именно работодатель должен их обеспечить. Обязательным является и соблюдение санитарных правил. Таким образом, базу по налогу на прибыль можно уменьшить на расходы на тестирование в части обеспечения безопасных условий труда.

Обращаем внимание, что для учета в прочих расходах затрат на приобретение средств диагностики и лечения коронавируса есть отдельное основание. Перечень таких средств установило правительство.

Кроме того, Минтруд разрешил покрывать расходы на тестирование за счет финансирования мер по сокращению производственного травматизма.

Также следует иметь в виду, что, например, московские работодатели могут протестировать сотрудников на антитела за счет средств города.

Документы:
Письмо ФНС России от 29.06.2020 N СД-4-3/10479@.
Письмо Минфина России от 19.06.2020 N 03-03-06/3/53261.


Проценты по «коронавирусным» кредитам разрешено включать в расходы по мере оплаты.

Принят закон, который устанавливает порядок отнесения на расходы процентов по льготным кредитам, полученным в 2020 году на поддержку бизнеса, пострадавшего от коронавируса. Это можно делать, в отличие от общеустановленного порядка учета процентов по долговым обязательствам, по мере их оплаты.

Такой порядок предусматривает Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Плательщики налога на прибыль, которые применяют метод начисления при учете доходов и расходов, учитывают расходы на проценты по долговым обязательствам ежемесячно по мере их начисления, исходя из ставки, установленной договором. Момент фактической уплаты процентов по займам и кредитам значения не имеет (п. 1 ст. 269 п. 1, 8 ст. 272 НК РФ).

Однако Федеральный закон № 204-ФЗ позволяет проценты по льготным банковским кредитам, полученным в 2020 году, списывать в расходы по мере оплаты. Этот порядок применяется в отношении процентов по льготным кредитам, полученным с целью:

- возобновления деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696;

- поддержки и сохранения занятости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422.

Новый порядок учета процентов в отношении этих кредитов распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года.


Минфин рассказал, как отражать в учете расходы на «антивирусные» мероприятия.

Минфин разъяснил порядок отражения в бухучете данных по деятельности компании в условиях распространения коронавируса.

Чиновники указали, что ТК РФ обязывает работодателя обеспечить сотрудникам безопасные и соответствующие нормативным требованиям охраны труда условия работы, а также удовлетворить бытовые потребности сотрудников, связанные с выполнением ими трудовых обязанностей.

Чем руководствоваться при отражении в учете расходов, связанных с COVID-19, а также при получении господдержки смотрите в таблице
(Информация Минфина № ПЗ-14/2020):

Что отражается
Как отразить
Основание
Расходы:
· по тестированию сотрудников на наличие COVID-19 и иммунитета к нему;
· на дезинфекцию помещений;
· на услуги связи с удаленно работающим персоналом;
· по доставке работников до работы и обратно в период действия режима ПГ из-за коронавируса.
Если организация организует защитные меры полностью или частично своими силами (без привлечения сторонних лиц), указанные расходы также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности
Расходы по обычным видам деятельностиПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н
Расходы:
· на зарплату работников за время объявленного из-за пандемии нерабочего периода и отчисления на соцнужды;
· оплату простоя из-за приостановки деятельности организации;
· штрафы и выплаты по искам за нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период действия режима ПГ;
· по сорвавшимся командировкам сотрудников (оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг, др.);
· на благотворительные мероприятия, связанные с предотвращением распространения инфекции (переводы пострадавшим от коронавируса, на покупку спецоборудования для медучреждений специализированного оборудования, оплата питания граждан старше 65 лет, др.).
Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением COVID-19, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы»
Прочие расходыПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н
Расходы на средства индивидуальной защиты:
· маски;
· перчатки;
· защитные очки, экраны;
· дозаторы, санитайзеры;
· бактерицидные лампы;
· медизделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты);
· дезсредства (в случае, если они не подлежат учету как ОС)
Материально-производственные запасы (МПЗ)ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н
Расходы на медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособленияОсновные средства (ОС)ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
Расходы на приобретение прав на программные средства, связанные с борьбой с коронавирусом (если такие объекты подлежат учету как НМА)Нематериальные активы (НМА)ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н
Господдержка:
1.Прием бюджетных средств к учету осуществляется по мере их фактического получения либо при наличии уверенности, что условия предоставления этих средств организация выполнит, и средства будут получены. Принятые таким образом к учету бюджетные средства, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования текущих расходов и капитальных затрат.

2.Списание бюджетных средств осуществляется в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, понесенных в предыдущие отчетные периоды, относятся на увеличение финрезультата организации. Если на момент получения бюджетных средств часть расходов, на финансирование которых эти средства предоставлены, ещё не осуществлена, их неиспользованная сумма учитывается на счете 86 «Целевое финансирование» до осуществления соответствующих расходов.

3. Списание бюджетных средств на финансирование капитальных затрат производится по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. Целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.
Целевое финансирование текущих расходов и капитальных затратПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н
Сумма, на которую организация освобождена от оплаты налога на прибыль за II квартал 2020 года.

Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99
Уменьшение расходов по налогу на прибыльПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н


 
Сверху